blackjackidols.com Overall, the Online Blackjacks Club is a breath of fresh air.
Керми читайте здесь. | Морская курсантская форма.


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
  • Регистрация на сайте!
  • Забыли пароль?
  • Популярные новости



    Общая биология.
    Биология как наука
    Основы цитологии
    Размножение и индивидуальное развитие организмов
    Генетика и селекция

    Растения.
    Ботаника как наука
    Строение и функции растительного организма
    Отделы растений
    Многообразие цветковых растений

    Бактерии. Грибы. Лишайники.
    Бактерии
    Грибы
    Лишайники

    Животные.
    Простейшие, или Одноклеточные животные
    Многоклеточные животные

    Человек и его здоровье.
    Организм человека и его строение
    Поведение и психика

    Эволюция живого мира.
    Эволюционное учение

    Основы экологии.
    Предмет и задачи экологии
    Основы учения о биосфере





    Органы чувств и восприятие
    Сведения об окружающем нас мире мы получаем благ -даря специальным чувствительным органам - анализаторам, как их назвал И. П. Павлов. Они осуществляют процесс восприятия и обработки информации. Для человека наиболее важны зрительный и слуховой анализаторы. С их помощью мы получаем основные сведения об окружак > щем нас мире. Благодаря непрерывному синтезу различных ощущений, осуществляемому нашим мозгом, у нас фор мируется целостная картина мира.
    По характеру воспринимаемых раздражителей анализа торы подразделяются на дистантные, т. е. действующие на расстоянии (зрение, слух), и контактные (осязание, вкус). По виду энергии раздражителя анализаторы подразделяются на химические (обоняние, вкус), механические (слух, осязание) и световые (зрение).
    Любой анализатор состоит из трех основных звеньев: рецепторов, нервных путей и мозговых центров. Нервные пути от каждого вида анализаторов направляются в строго определенные центры мозга. Низшие центры могут находиться в продолговатом и спинном мозге, более высокие - в промежуточном, а высшие - в коре больших полушарий, где занимают определенные области. Высший отдел зрительного анализатора находится в затылочной области, слухового - в височной, кожного - в теменной. Особые участки лобной, теменной и височной коры называются ассоциативными зонами. Они осуществляют взаимодействие между отдельными анализаторами и участвуют в формировании образов.
    Глаз и зрение
    Строение глаза. Глаз имеет форму шара, что позволяет ему двигаться в полости костного углубления черепа - в глазнице. Движение обеспечивают 6 глазных мышц, прикрепленных одним концом к глазнице, другим к глазному яблоку. Снаружи глаз покрыт белой плотной белочной оболочкой, которая соединяется со слизистой оболочкой, изнутри покрывающей веки. Спереди белочная оболочка срастается с прозрачной оболочкой - роговицей. Под белочной оболочкой находится сосудистая, пронизанная кровеносными сосудами. Ее внутренняя поверхность содержит слой
    Красящего вещества - черного пигмента, поглощающего световые лучи. За роговицей сосудистая оболочка переходит в радужную оболочку, определяющую цвет глаз. Круглое отверстие в центре радужной оболочки, способное менять свои размеры в зависимости от количества падающего на глаз света, - зрачок. Внутренняя стенка глаза выстлана тонкой оболочкой - сетчаткой. В ней находятся зрительные рецепторы - клетки, чувствительные к свету. Именно в них энергия световых лучей вызывает процесс нервного возбуждения. Эти нервные импульсы передаются в мозг по волокнам зрительного нерва.
    Глаз глубоко погружен в глазницу. Спереди мы видим лишь небольшую его часть. Это предохраняет глаз от травм. Есть и другие защитные приспособления. Брови мешают стекающему со лба поту попадать в глаза. Веки и ресницы защищают глаз от пыли. Веки, постоянно совершая небольшие движения (моргания), равномерно смачивают и дезинфицируют глаза слезной жидкостью, образующейся в слезных железах, находящихся над глазом в наружных частях глазницы. Излишки слезной жидкости стекают через слезный проток в носовую полость.
    Оптические системы глаза и формирование изображения на сетчатке. Непосредственно за зрачком находится прозрачный хрусталик, имеющий форму двояковыпуклой линзы. Хрусталик эластичен и может менять свою форму с помощью специальной мышцы. Весь объем внутренней полости глазного яблока заполнен прозрачной желеобразной массой - стекловидным телом. Световые лучи, отразившиеся от окружающих предметов, проходят через зрачок, хрусталик и стекловидное тело и у людей с нормальным зрением, попадая на сетчатку, образуют на ней четкие, но перевернутые изображения этих предметов.
    Одновременно видеть с одинаковой четкостью близко и далеко расположенные предметы мы не можем. Последовательное четкое видение достигается путем быстрого изменения кривизны хрусталика, что позволяет сфокусировать изображение предмета на поверхности сетчатки. Нормальное восприятие перевернутого изображения достигается нашим сознанием путем контроля за зрительным восприятием и его сопоставления с данными, получаемыми от Других анализаторов: кожного, мышечного, органа равновесия и др.
    Сетчатка глаза состоит из нескольких слоев нервных клеток. Первый слой, непосредственно примыкающий к чер ным пигментным клеткам, образован зрительными ре цеп торами - палочками и колбочками. Палочек в десятки раз больше, чем колбочек. Они обладают способностью реагиро вать на слабый сумеречный свет, но не предназначены для восприятия цвета. Колбочки реагируют только на яркий свет. Они отвечают за цветоощущение. Прямо за зрачком на сетчатке находится желтое пятно - место наивысшей концентрации колбочек и наиболее четкого зрения. Рассматривая любой предмет, мы с помощью глазных мышц так изменяем направление взора, чтобы изображение частей рассматриваемого предмета последовательно попадало на желтое пятно. От нервных клеток сетчатки отходит более миллиона длинных отростков, образующих зрительный нерв. Место на сетчатке, откуда он отходит, лишено зрительных рецепторов и поэтому называется слепым пятном.
    Зрение двумя глазами позволяет воспринимать рассматриваемые предметы объемно и оценивать их относительную удаленность. Такое зрение получило название стереоскопического. Зрительная информация поступает в промежуточный мозг, а затем в кору больших полушарий. Каждое полушарие получает информацию от обоих глаз. Совместная их работа обеспечивает возможность различать предметы, их форму, величину, расположение, перемещение в пространстве и окраску.
    Движение глаз и восприятие образа. Когда мы рассматриваем какие-либо предметы, наши глаза находятся в беспрерывном движении, причем и большие и незначительные движения осуществляются ими строго одновременно и в одном и том же направлении, поэтому каждую точку пространства мы всегда рассматриваем двумя глазами. Движения глаз позволяют нам выделять отдельные признаки предметов и соотношения между ними. Однако при этом мы видим каждую деталь по отдельности, а целостный образ предмета формируется с помощью памяти, хранящей все рассматриваемые детали предмета. Если же предмет нам хорошо знаком, в движении глаз нет необходимости. Мы узнаем его по отдельным признакам.
    Нарушения зрения. Важнейшей характеристикой зрения является его острота: способность различать мелкие детали. Она зависит от общей освещенности, контрастной окраски деталей и удаленности рассматриваемого объекта. Наиболее частые нарушения зрения, отражающиеся на его остроте при рассматривании близко расположенных или, наоборот, удаленных предметов, называются близорукостью н дальнозоркостью.
    Близорукость бывает врожденной. Ее причина - удлиненная форма глазного яблока. Поэтому четкое изображение предмета, расположенного далеко от человека, не мо-ясет оказаться на сетчатке, а находится как бы впереди нее. Приобретенная близорукость связана с увеличением кривизны хрусталика, нередко возникающей при систематическом нарушении гигиены зрения. Такой хрусталик создает четкое изображение предмета впереди от сетчатки. Поэтому удаленные предметы близорукие люди видят расплывчато. Очки с двояковогнутыми линзами позволяют вернуть изображение на сетчатку.
    Врожденная дальнозоркость - следствие укорочения глазного яблока. При этом четкое изображение близких предметов возникает позади сетчатки. Приобретенная дальнозоркость возникает у пожилых людей из-за уменьшения выпуклости хрусталика, не позволяющей получить на сетчатке четкое изображение. Дальнозоркие люди видят близкие предметы расплывчато и не могут читать. Очки с двояковыпуклой линзой позволяют сфокусировать изображение рассматриваемого предмета на сетчатке.
    Гигиена зрения. У школьников нередко развивается близорукость. Она не возникает у тех, кто придерживается гигиенических правил: кто держит книгу на расстоянии более 30 см от глаз и не читает при плохом освещении. Когда рассматривают предметы с близкого расстояния, мышечный аппарат хрусталика напрягается, что вызывает утомление глаз и ухудшает зрительное восприятие. Также вредны для глаз плохое освещение или слишком яркий свет, раздражающий сетчатку, свет, попадающий в глаза от осветительных элементов, а не от рассматриваемых объектов, чтение в движущемся транспорте, когда беспрерывные толчки мешают фокусировке изображения и сильно утомляют глаза. Травмы - самая частая причина образования бельма - помутнения роговицы и слепоты. Пыль раздражает глаза. Попадающие вместе с ней микробы могут вызвать воспаление слизистой оболочки. Никотин, алкоголь и различные токсические вещества, действуя на зрительные нервы, могут стать причиной потери зрения.
    Ухо и его функции. Слуховое восприятие
    Звук или звуковые волны - это чередующиеся разряжения и сжатия воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Им может быть любое тело, колеблю, щееся с частотой более 20 раз в секунду.
    Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода, ведущего в следующий отдел - в среднее ухо. Вход в него перегорожен барабанной перепонкой. Звуковые волны, достигая барабанную перепонку, вызывают ее колебания в соответствии с собственной частотой. Чем сильнее звук, тем больше амплитуда колебания барабанной перепонки. За барабанной перепонкой находится полость среднего уха, соединенная с носоглоткой слуховой трубкой. При глотании осуществляется обмен воздуха между глоткой и средним ухом. Изменение давления наружного воздуха, как это бывает в самолете при изменении высоты полета, вызы вает неприятные ощущения - «закладывает уши». Оно вызывается разностью давления между наружным воздухом и давлением в полости среднего уха, сопровождающееся прогибом барабанной перепонки. При глотании слуховая трубка открывается, и давление по обе стороны барабанной перепонки уравнивается.
    В среднем ухе находятся слуховые косточки: молоточек, соединенный с барабанной перепонкой, наковальня г. стремя, упирающееся в перепонку, закрывающую вход в овальное окно, ведущее во внутреннее ухо. Слуховые косточки, взаимодействуя как рычаги, передают колебания от барабанной перепонки к жидкости, заполняющей внутреннее ухо, при этом амплитуда колебаний уменьшается, зато сила их увеличивается.
    Внутреннее ухо расположено в глубине височной кости и представляет собой систему лабиринта и извитых каналов, заполненных жидкостью. Здесь находится орган слуха - улитка, а в полукружных каналах - вестибулярный аппарат (орган равновесия). Улитка - это спирально закрученный костный канал, имеющий у человека два с половиной оборота. Канал по всей длине разделен перепончатой перегородкой. На мембране, на тонкой части этой перегородки, расположены слуховые рецепторы. Колебания перепонки овального окна передаются жидкости, заполняющей внутреннее ухо, и возбуждают слуховые рецепторы.
    прзникающие в них нервные импульсы передаются по слуховому нерву в головной мозг.
    Слуховое восприятие. Информация, передаваемая рецепторам*1' позволяет мозговым центрам определить высоту, силу и характер звука, а также местоположение в пространстве его источника, для чего необходимо участие обоих ушей. Когда звук приходит одновременно в оба уха, мы понимаем, что его источник находится прямо впереди или позади нас. Человеческое ухо способно уловить крохотную разницу во времени прихода звука в правое и левое ухо. Ближе к источнику звука находится то ухо, до которого раньше дошел звук.
    Гигиена слуха. В слуховом проходе находятся железы, выделяющие липкое вещество - ушную серу, предназначенную для сбора и удаления пыли и микроорганизмов. Избыток серы необходимо ежедневно удалять, моя уши теплой водой. Если этого не делать, сера может накопиться, и серная пробка закупорит слуховой проход. Самостоятельно удалять серную пробку нельзя, так как при этом легко повредить или разрушить барабанную перепонку, что приведет к заметному ослаблению слуха.
    При попадании микроорганизмов из носоглотки через слуховую трубку и полость среднего уха может возникнуть опасное заболевание - воспаление этого отдела слухового аппарата, требующее немедленного медицинского вмешательства, так как из-за его близости к мозгу воспаление может распространиться на мозговые оболочки и сам мозг.
    Слишком сильные звуки вредны для слуха и могут вызвать болевые ощущения. Работники аэродромов и завсегдатаи дискотек, где используют значительную силу звука, теряют слух, а мощная звуковая волна, возникающая при взрыве, может вызвать разрыв барабанных перепонок. Сильный шум, действующий изо дня в день, не только повреждает слуховые рецепторы, но нарушает нормальную жизнедеятельность организма. У человека возникает бессонница, быстрая утомляемость, что может стать причиной язвен-е ТИ)й или гипертонической болезни.
    Органы равновесия. Мышечное чувство. Кожная чувствительность. Обоняние. Вкус
    Органы равновесия. Положение нашего тела находится под контролем вестибулярного аппарата, состоящего из двух маленьких мешочков и трех полукружных каналов, н^ дящихся во внутреннем ухе. Полукружные каналы положены в трех взаимно перпендикулярных плос! ,Ст и заполнены студенистой жидкостью. Внутри канал а ходятся волосковые рецепторы. При любом изменен; ц ц*1 ложения головы жидкость в каналах смещается, вовлецД в движение волосики, что и вызывает возбуждение р цел! торов. В мешочках находятся крохотные известковы ,^1 сталлики, которые давят на волосики рецепторных кл■ тоц1 При любом движении головы и при его остановке прц ускорении или замедлении движения тела, при измене силы тяжести давление на волоски меняется, а инфс .м^, ция об этом по нервным волокнам поступает в мозг
    При полетах в космос люди сталкиваются с изменения ми силы тяжести. Во время вывода космического кс; 5л| на орбиту возникает перегрузка - резкое увеличение силы тяжести, серьезно воздействующей на вестибулярный аппа, рат. А на орбите сила тяжести отсутствует. В условиям невесомости известковые кристаллики тоже не имеют весаЛ и мешочки теряют способность информировать мозг о ши ложении головы, направлении ее перемещения и об ус: рении тела. У некоторых людей существует повышенная чув-1 ствительность вестибулярного аппарата. Такие люди ве переносят полеты на самолетах, плаванье в море, поездки на наземном транспорте, качели. Их укачивает, т. е. у них' развивается морская болезнь, сопровождающаяся голо ;:• ружениями, тошнотой, рвотой и даже обмороками.
    Мышечное чувство. В скелетных мышцах находятся специальные мышечные рецепторы, возбуждающиеся при сокращении или растяжении мышц. Информация этих рецепторов обычно не доходит до нашего сознания, но без мышечного чувства человек не способен выполнить ни одного координированного движения. В космическом полете, при отсутствии «земной тяжести», привычное мышечное чувство нарушается.
    Кожная чувствительность. Кожа воспринимает прикосновение, давление, тепло, холод, а ее повреждение болезненно. Аналогичные ощущения возникают в слизистой оболочке рта, носа, языка, глотки и даже внутренних органов. Однако на коже мы с большой точностью можем определить местонахождение точки, в которой возникло ощущение, тогда как характер ощущения и его локализация, даже о1саЛИЗация боли, во внутренних органах весьма неопреде-
    31 рецепторы боли - главные кожные рецепторы. На 1 см2 Фасной поверхности их около 100. Их сигналы восприни-каК)ТСЯ как сигналы тревоги, мобилизуя организм на борь-. с опасностью. Для восприятия тепла существуют одни рпепторы, а для восприятия холода - другие. Их больше
    всего на лице и губах.
    Осязание - ощущение прикосновения - имеет для человека огромное значение. Осязательных рецепторов больше всего на губах, на кончике языка и на подушечках пальцев руки, что позволяет осуществлять ими сложные манипуляции, не прибегая к зрительному контролю. Они представляют собою окончания нервов, завернутые в оболочку. Кроме того, у основания каждого волоска имеются нервы, которые возбуждаются при его малейшем сгибании. Информация от осязательных рецепторов попадает в спинной и головной мозг. На основе этой информации в коре головного мозга осуществляется узнавание ощупываемых рукой предметов.
    Обоняние. Органы обоняния, скопления булавовидных рецепторных клеток, снабженных ресничками, находятся в верхней части носовой полости. Именно реснички и оперируют с молекулами пахучих веществ. Попав на ресничку, молекула пахучего вещества возбуждает рецепторную клетку, и нервный импульс по обонятельным нервам направляется в мозг. Пахнуть могут только летучие вещества, т. е. способные испаряться, если они к тому же растворимы
    в воде или жирах.
    Вкус. Вкусовые рецепторы находятся на языке на так называемых вкусовых сосочках. Существует несколько типов вкусовых рецепторов. Рецепторы сладкого сосредоточены преимущественно на кончике языка, горького - на его задней части, кислого - на боковых частях, а солено-*о - на его передней и боковых частях. Информация от вкусовых рецепторов поступает в головной мозг. Все вещества, растворимые в воде, обладают вкусом. Из 4 простых видов вкусовых ощущений мозг создает сложный вкусовой °браз пищи. В его создании участвуют обоняние, осязание, температурная чувствительность и даже мышечное чувство. Бот почему жесткое мясо нам кажется невкусным. Не только к анализу вкусовых ощущений привлекаются другие анализаторы. Окружающий мир мы воспринимаем как целое.
    и Формирующиеся у нас образы внешних объектов и я нии это всегда результат объединенной работы мн« анализаторов.

    Комментариев: 0 Просмотров:462





    Информация
     
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.